ЕЗДА ПО ГОРОДУ. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ТРУДНОСТИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Взаимодействие с другими участниками движения
Взаимодействие с другими участниками движения Часто водители забывают о том, что дорога не является их персональной собственностью, и ведут себя безответственно. Опытные автолюбители считают: чтобы быть действительно хорошим водителем, нужно придерживаться «Принципа трех “К”».
Кооперация — дорога предназначена не для соревнований по мастерству вождения или на скорость, которую может развить автомобиль; с другими водителями следует быть вежливыми и помогать им, если требуется помощь, — ведь нет гарантии, что через некоторое время подмога не понадобится вам самим. Недаром сказано — поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой, а вряд ли кто-то жаждет стать объектом хамства или остаться в критической ситуации без поддержки.
Коммуникация — дорога является общественным местом, и вести себя на ней требуется так, как принято в обществе, то есть не изолироваться, игнорируя окружающих, а пользоваться сигналами и информировать других о своих действиях.
Концентрация — думай, что делаешь, а не делай, что взбредет указательному пальцу левой руки.
Прежде чем впервые сесть за руль, водитель должен принести «Присягу хорошего водителя» (подобно тому, как врач приносит клятву Гиппократа, обещая помогать страждущим и болящим, так и водитель должен присягнуть на верность принципам дороги). К сожалению, в последнее время хорошую традицию «Присяги» забыли, но стоило бы вспомнить ее. Если бы каждый водитель следовал этим правилам, статистика ДТП не была бы такой пугающей.
Я всегда любезен и вежлив с другими водителями, по-товарищески сотрудничаю с ними.
Всегда и прежде всего буду думать о безопасности езды.
Всегда буду чувствовать полную ответственность за тех, кто едет со мной.
Всегда буду сохранять за рулем спокойствие и внимание.
Особая бдительность по отношению к пешеходам — самое важное для меня.
Я всегда окажу помощь всем водителям, которые в ней нуждаются.
Никогда не забуду, что дорога принадлежит также и двухколесным машинам.
Никогда не буду забывать о необходимости постоянного контроля за техническим состоянием автомобиля.
Никогда не сяду за руль в нетрезвом состоянии или после приема опасных для управления автомобилем лекарств.
Всегда буду строго соблюдать все правила дорожного движения.
Как видите, «Принцип трех “К”» и «Присяга хорошего водителя» представляют собой методику взаимодействия с другими участниками дорожного движения. К сожалению, есть довольно много автолюбителей, которые не понимают законов развития дорожных ситуаций. Такой водитель, например, может включить световой указатель поворота непосредственно перед выполнением маневра. Особенно неприятна подобная ситуация на перекрестке в плотном транспортном потоке — желающий повернуть включает сигнал поворота при переключении сигнала светофора и машинам, оказавшимся в плотном транспортном потоке, становится невозможно проехать в нужном им направлении, а перестроиться совершенно некуда. Еще хуже, если «экономист лампочек» включает сигнал поворота перед перекрестком во время движения и резко тормозит. В этом случае возможно ДТП — в плотном транспортном потоке автомобили обычно движутся довольно близко друг к другу и экстренное торможение может быть аварийно-опасным.
Все это ошибки взаимодействия проистекают от того, что не все любители ездить желают общаться со своими товарищами по дороге. Рассмотрим теперь несколько примеров типичных ошибок во взаимодействии.
Ситуация 1: Автомобиль А собирается повернуть направо, выезжая со двора на дорогу. Водитель подает сигнал правого поворота световым указателем и готовится к совершению маневра. Автомобиль Б проезжает по дороге, его водитель показывает световым указателем сигнал правого поворота, то есть выражает намерение повернуть с дороги во двор, откуда собирается выехать автомобиль А. Однако автомобиль Б продолжает движение прямо, а автомобиль А, начав маневр поворота при выезде на дорогу, сталкивается с автомобилем Б (рис. 4.6).
Согласно Правилам дорожного движения, виноват в ДТП водитель автомобиля А: при выезде на дорогу с прилегающей территории он должен был уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает. Однако водитель автомобиля Б также нарушил Правила дорожного движения: «…подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения» (ПДД РФ). Так как водитель автомобиля Б не собирался совершать маневр, а продолжал движение в прежнем направлении, то подача сигнала указателем поворота ввела в заблуждение водителя автомобиля А. Если даже второй водитель собирался совершить маневр позже, например повернуть в следующий двор, то и в этом случае он нарушил Правила, так как подал сигнал о намерении совершить маневр слишком рано, что и послужило причиной ошибки водителя автомобиля А. Налицо нарушение принципов коммуникации и, как следствие, ДТП.
Ситуация 2. Водитель автомобиля Б собирается совершить перестроение из среднего ряда трехполосной дороги в крайний правый ряд, о чем предупреждает подачей соответствующего светового сигнала поворота. Однако перед выполнением маневра он решает обогнать автомобиль А, идущий впереди него, для чего начинает перестроение в крайний левый ряд. Сигнал правого поворота остается невыключенным, автомобиль В, идущий по крайнему левому ряду дороги, попадает в «слепое» пятно бокового зеркала автомобиля Б, и автомобиль Б совершает наезд.
Невыключенный сигнал правого поворота ввел в заблуждение других участников дорожного движения. Водитель автомобиля Б совершил маневр, противоречащий намерению, декларированному подачей светового сигнала поворота. Кроме того, он сделал ошибку наблюдения: не проверил дорожную обстановку слева от своего автомобиля и, считая крайнюю левую полосу свободной, нарушил Правила дорожного движения: «…при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения» (ПДД РФ). Водитель автомобиля Б нарушил принцип концентрации, не анализируя собственные действия (рис. 4.7).
Ситуация 3. Грузовой автомобиль с прицепом выезжает на нерегулируемый перекресток со второстепенной дороги на главную, подавая соответствующие сигналы маневра световыми указателями поворота, и совершает наезд на легковой автомобиль, двигавшийся по главной дороге.
Действия водителя грузового автомобиля не соответствуют принципам кооперации, его маневр грубо нарушает Правила дорожного движения: «…на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения» (ПДД РФ). Кроме того, поведение водителя грузового автомобиля никак нельзя назвать вежливым по отношению к другим участникам дорожного движения, что и явилось причиной ДТП. Необходимо четко осознавать: величина транспортного средства не дает права преимущественного проезда.
Ситуация 4. За время разрешающего сигнала светофора не все автомобили, которым был разрешен проезд, успели пересечь перекресток. Отставшие пытаются проехать после смены сигнала светофора, но в этот момент начинают движение те машины, для которых сигнал светофора разрешающий, то есть расположенные на поперечной улице. Водитель автомобиля А, увидев возможность затора на перекрестке, останавливается, не доезжая до перекрестка. Водитель автомобиля Б, не видя перекрестка, подает световые и звуковые сигналы водителю автомобиля А, требуя, чтобы тот продолжал движение. Автомобиль А продолжает стоять. Водитель автомобиля Б выезжает на реверсивную полосу, объезжает автомобиль А и останавливается посреди перекрестка. Образуется затор (рис. 4.8).
Водитель автомобиля Б нарушил все правила «Принципа трех “К”»: кооперации, коммуникации и концентрации. Он не принял во внимание остановку водителя автомобиля А, не подумал о своих действиях, не предвидел ситуацию на перекрестке и даже не задумался: а почему, собственно, остановился автомобиль А? Этот водитель нарушил Правила дорожного движения: «…запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении» (ПДД РФ), в результате чего усугубил ситуацию на перекрестке, создав затор. Водитель автомобиля Б выехал на реверсивную полосу, а Правила дорожного движения говорят, что обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения. Кроме того, звуковые сигналы могут применяться только «для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов; в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия...» (ПДД РФ). Водитель автомобиля Б подавал звуковой сигнал без явной необходимости — о предотвращении дорожно-транспортного происшествия речи не было.
Описание разнообразных ситуаций, приводящих к ДТП, можно продолжать до бесконечности. Однако следует отметить, что любая стандартная коллизия в городе может стать аварийно-опасной, если водитель плохо или даже вовсе не обучен методике движения в плотном транспортном потоке. Автошколы, обучающие вождению, прежде всего ориентированы на сдачу курсантом экзамена. В результате водители, получившие права, осваивают приемы въезда в гараж, диагональную парковку, въезд на эстакаду и проезд по улице, отнюдь не загруженной автомобилями. Где вы видели эстакады на городских улицах? Очень ли поможет то, что вы умеете заезжать в гараж, когда вы попадете в затор на перекрестке? Сможете ли вы выполнить маневр поворота на скользкой дороге, если вас обучили диагональной парковке?